ЛАКАН
(Lacan) Жак (1901-1981) - франц. исследователь, создатель структурного
или лингвистич. психоанализа. Начав свою карьеру как практикующий врач,
Л. в 30-е гг. серьезно изучает философию, психологию, эстетику, искусство,
лит-ру. Итогом его стремлений синтезировать мед. и гуманитарное знание
явилась докт. дис. "О параноич. психозе и его отношении к личности"
(1932), выводы к-рой широко использовались зап. эстетиками, иск-ведами,
деятелями худож. культуры. Высказанные Л. идеи легли в основу "параноич.
критики" С. Дали. С сер. 30-х гг. Л. посвящает себя пед. деятельности.
Научная работа в Париж, психол. и франц. психоаналитич. об-вах, руководство
Париж, фрейдистской школой (1964-80) выдвигают Л. в ряд известных европ.психоаналитиков.
Научный авторитет Л. связан с новым - структуралистским - направлением
психоаналитич. исследований, начало к-рому было положено им в сер. 50-х
гг. Он вышел за рамки и классич. структурализма, и ортодоксального фрейдизма,
наметил новые перспективы исследований, возглавил влият. научную школу,
не распавшуюся и после его смерти. Многочисл. ученики и последователи
продолжают развивать его идеи в области психоаналитич. терапии, этнологии,
риторики. Философско-эстетич. взгляды Л., определившие в свое время теор.
направленность журнала "Тель Кель", составили фундамент структурно-психоаналитич.
эстетики.
Л. исходит из того, что бессознательное структурировано как язык. Он стремится
к рациональному истолкованию бессознательного, ищет взаимосвязи его эмпирич.
и теор. уровней, неклассич. принципы обоснования знания, исследования
бытия и познания. Задача структурного психоанализа - восстановить понятие
либидо как воплощения творч. начала в человеч. жизни, источника плодотворных
конфликтов, двигателя человеч. прогресса. Развивая ставшие традиц. для
нео- и постфрейдизма тенденции десексуализации бессознательного, Л. выстраивает
оригинальную концепцию его денатурации, дебиологизации. Он закладывает
новую традицию трактовки бессознат. желания как структурно упорядоченной
пульсации. Идея эта активно развивается его последователями, термин "пульсация"
- один из ключевых для постфрейдистской эстетики. Утрачивая хаотичность,
бессознательное становится окультуренным, что и позволяет преобразовывать
пульсации в произведении искусства и др. явления культуры. Внутр. структурирующий
механизм объединяет все уровни психики, он функционирует подобно языку,
и именно в этом смысле следует понимать слова Л., что бессознательное
- это язык: речь идет не только о лингвистич. понимании языка на символич.
уровне, но и о "языке" пульсаций на более низком уровне воображаемого,
где психология и физиология еще слиты воедино.
Методологически одной из сквозных тем эстетики Л. является вопрос о соотношении
реального, воображаемого и символического. Эти понятия он считает важнейшими
координатами существования, позволяющими субъекту постоянно синтезировать
прошлое и настоящее. Оригинальность концепций Л. по сравнению с фрейдовской
состоит в том, что место "Оно" занимает реальное, роль Я выполняет
воображаемое, функцию сверх-Я - символическое. При этом реальное как жизненная
функция соотносимо с фрейдовской категорией потребности, на этом уровне
возникает субъект потребности. На его основе формируется воображаемое,
или человеч. субъективность, объект желания. Бессознательное символическое
противостоит у Л. сознательному воображаемому, реальное же по существу
остается за рамками исследования.
Л. считает трехчлен "реальное-воображаемое-символическое" первоосновой
бытия, стремится исследовать соотношения его составляющих методами точных
наук. Он подразделяет худож. образы на реальные, воображаемые и символические.
Восприятие в сфере реального оказывается расколотым. Реакцией на это в
плане воображаемого является стремление к разрушению объектов отчуждения,
их агрессивному подчинению собственным интересам. Единым, тотальным, идеальным
восприятие может стать лишь благодаря символическому, воплощающемуся в
образах искусства -идеального зеркала. Наиболее адекватной моделью зеркально-символической
природы искусства Л. считает кинематограф. Исследуя тесные связи искусства
кино и НТР, он создает "машинную", неантропоморфную концепцию
генезиса и структуры эстетического сознания.
Еще одна оригинальная черта методологии Л. связана с концепцией сновидений.
В отличие от классич. фрейдизма, он распространил "законы сновидений"
на период бодрствования, что дало основания его последователям (напр.,
Мецу) трактовать худож. процесс как "сон наяву". Сон и явь сближены
на том основании, что в них пульсируют бессознат. желания, подобные миражам
и фантомам. Реальность воспринимается во сне как образ, отраженный в зеркале.
Психоанализ реальности позволяет разуму объяснить любой поступок, и одно
это уже оправдывает существование сознания. Однако сон сильнее реальности,
так как он позволяет осуществить тотальное оправдание на уровне бессознательного,
вытеснить трагическое при помощи символического, превратить субъект в
пешку, а объект - в мираж, узнаваемый лишь по его названию, при помощи
речи. Л. разделяет традиц. структуралистскую концепцию первичности языка,
способного смягчить страсти путем вербализации желания и регулировать
общественные отношения.
Разрабатывая свою концепцию языка, Л. опирается на ряд положений общей
и структурной лингвистики де Соссюра, Н. Хомского, Я. Мукаржовского. То
новое, что он внес в методологию исследования в этой области знания, связано
прежде всего с тенденциями десемиотизации языка. Л. абсолютизировал идеи
Соссюра о дихотомии означающего и означаемого, противопоставив соссюровской
идее знака как целого, объединяющего понятие (означаемое) и акустич. образ
(означающее), концепцию разрыва между ними, обособления означающего. Методол.
подход Соссюра привлек Л. возможностью изучать язык как форму, отвлеченную
от содержат, стороны. Опыт практикующего врача-психоаналитика укрепил
его в мысли, что в речевом потоке пациента-невротика означающее оторвано
от означаемого (последнее и надлежит выявить в ходе диалога, распутав
узлы речи и сняв, т.о., болезненные симптомы), означаемое скользит, не
соединяясь с означающим. В рез-те такого соскальзывания из речи больного
могут выпадать целые блоки означаемого. Задача структурного психоанализа
- исследовать структуру речевого потока на уровне означающего, совпадающую
со структурой бессознательного. Методол. новизной отличается также стремление
соединить в рамках единой эстетич. теории структурно-психоаналитич. представления
о реальном, воображаемом, символическом; означаемом и означающем; знаке
и значении; синхронии и диахронии, языке и речи.
Образ языковой сети, окутывающей мир и превращающей его в ироничный текст,
стал одной из философско-эстетич. доминант постмодернистской культуры.
Идея структуры бессознат. желания у Л., оригинальная концепция соотношения
бессознательного и языка децентрированного субъекта дали импульс новой,
отличной от модернистской, трактовке худож. творчества. Привлекательными
для теоретиков и практиков постмодернизма оказались также постфрейдистские
интерпретации трансферта, либидозного вложения и пульсаций, связанных
с такими фазами символизации в искусстве, как метафора и метонимия, а
также феноменами скольжения означаемого.
|