1. Непоставленные вопросы
Откуда другой?
Откуда вообще взялся другой? Мы посмотрели в окно - ага, там ходят другие.
Знание об этом - на базе какой-то абсолютной уверенности, что как только
этот другой появится в поле нашего зрения, осчастливит нас взглядом -
мы сразу поймем, что это именно другой, а не консервная банка, плывущая
по волнам (Лакан-рыбак). Существует некий безотчетный априоризм в признании
другого как следствие укорененности мышления в картезиаской пардигме.
Если я знаю себя, то другого-то, являющегося таким же как я, я распознаю
в непосредственной интуиции. Я знаю что есть "Я" и что есть
"Я". Отсюда знание о других "я" мне гарантировано.
Тогда получается, что лишь когда я достигну необходимой отчетливости само-сознания,
возникнет и другой, как некое радостное открытие существенных деталей
в картине - так вот оказывается как на самом деле устроен мир! Начинать
мыслить можно с данности экзистенции, с данности мира в опыте телесности
или интенциональности. А потом на сцену выбегает "другой". Он
появляется, как у Сартра, "в саду" - среди деревьев, скамеек,
статуй.
Вопрос: "Где начинается наш опыт другого?" - не то чтобы предполагает
само-очевидный ответ. Кажется, что он вообще не ставится сколь-нибудь
рефлексивным образом. И сама его непостановка - фундамент с трещиной для
здания концепции о другом.
Зачем другой?
Ну, действительно, зачем другой, если "наивный контакт с миром".
Если единство мира "проживается как нечто уже свершенное или уже
тут наличествующее" (Мерло-Понти, ФВ, с. 17). Если есть предустановленная
гармония меня с собой, меня с миром. Как ее не назови - "интенциональностью"
или "исходным опытом". Остается только вос-произвести ее в "намеренном
акте идентификации".
К чему постоянно рискует свестись вся диалектика "другого"?
К двум утвержде-ниям: я существую благодаря другому и для другого; и,
тем не менее, с другой точки зрения, в известном смысле - я само-стоятелен
и выхожу к другому из некоторой собственной определенности (самости, телесности
и пр.).
Все эти "тем не менее" - маскировка необязательности другого
для меня. Я и сам по себе, я и для другого. Для Лакана я существую совсем
не сам по себе. Другой жизненно необходим - это абсолютно определяющее
начало.
По направлению к Лакану
Другого нужно ловить не в сфере сознания, взрослого опыта, а в прекрасном
и невозможном прошлом (детстве). В том, от чем эго не хочет ничего знать.
Легко рассуждать о другом как о другом столичном интеллигенте, чувствующем
так же как вы сейчас, в момент рассуждений о нем. Это предельно нарциссическое
мышление - я думаю о другом, как если бы он думал обо мне, на его месте
был тоже я (со всей моей интеллигентской отвественностью и вслушиванием).
Это такое компенсаторное мышление (Бахтин) - конструирование себе воображаемого
двойника, с которым мне было бы хорошо. Так откуда же и как берется другой?
Выслушаем внятные ответы.
2. Стадия зеркала: появление воображаемого другого
Наверное, единственным ответом, задающим удовлетворительную степень "стро-гости",
будет - опыт другого начинается в детстве. Ребенок впервые узнает о том,
что существуют другие. Другой появляется не как результат активации априорного
знания или свободного развития познавательных способностей. Другой приходит
как ответ на "травму" "преждевременного рождения".
Сюжет и смысл стадии зеркала
Человеческий детеныш, отставая от шимпанзе в развитии инструментальных
навыков, способен "узнавать свое отражение в зеркале именно в качестве
своего собственного". Это открытие-озарение переживается в 6-18 месячном
возрасте. (Е, 93; ИБ, 7-8). Знаки узнавания - "мимика озарения",
"ряд игровых жестов" (Е, 93; ИБ, 7), ребенок "озабоченно
рвется вне себя от радости" к своему отражению. (Е, 94; ИБ, 8).
Смысл же: "стадия зеркала" - это базовый механизм идентификации
человека. На стадии зеркала начинается конституирование "онтологической
структуры человеческого мира". Но дело в том, что человек совпадает
с собой специфическим образом.
Природа стадии зеркала
Причина жизненной необходимости "стадии зеркала" - в изначальном
травмати-ческом опыте - "преждевременности рождения" (pr?maturation
de la naissance) (Е, 96; ИБ, 10-11). Что значит - человеческий детеныш
появляется на свет "преждевременно"? На это счет имеются имеются
объективные свидетельства:
- анатомическая незавершенность пирамидальной системы (эфферентного пути
передачи нейронных импульсов от коры головного мозга к двигательным нейронам
спинного мозга),
- связанное с этим отсуствие моторной координации,
- гуморальные остатки (кровь, лимфа, тканеневые жидкости) материнского
тела в организме. (Е, 96; ИБ, 10-11).
То есть ребенок является отделившейся, полуавтономной частью материнского
тела, а не "особью". Он не может сразу укрыться под "сенью
инстинкта". Он вынужден строить отношения с реальностью особым, "искусственным"
образом. Сначала он должен овладеть не просто "собой", но попросту
своим телом. Ибо простейшие двигательные операции и перемещения в пространстве
становятся для него труднейшей проблемой. Он не может провести главного
различия - между "собой" и "не-собой". Не может провести
и других различий - между "ближним" и "дальним"; верхом
и низом, опасным/неопасным, присутствием/отсутствием и т. д. Он - застрял
Реальном.
Младенец не ощущает части своего тела как единое функциональное целое,
про-тивостоящее среде. Он не собран, фрагментарен, он есть "расчлененное
тело" - "до-исторический" опыт которого часто всплывает
в снах или у "тайновидцев" типа Босха. (Е, 97; ИБ, 11) Довоображаемое
тело - скорее анонимный корпус опыта вне времени, пространства, позиционирования,
перспективы. Опыта абсолютного отчаяния, дискомфорта и боли.
Механика стадии зеркала
И вот "броня", с помощью которой отношения с внешним миром упорядочива-ются,
"вдруг" обнаруживается во вне - это внешняя оболочка тела, видимая
в зеркале. Видя себя в зеркале, ребенок впервые получает представление
о себе, как о целостом теле, как о целостности вообще. Ребенок ассимилирует
свои собственный образ, "зрительный образ" (Е, 94; ИБ, 8).
С этого момента ребенок быстро прогрессирует в пользовании своим телом.
Уже здесь парадоксальность зеркальной ситуации - ребенок как бы становится
двойником собственного отражения. Собственное отражение проецирует на
него формальную, визуальную целостность. Как если бы сначала шевельнулось
мое отражение в зеркале, а за ним уже я сам.
Этот внешний образ "идеален" - он вдруг оказывается простым,
целокупным, удобным и правильным. "Целостная форма тела… дается ему
в качестве Gestalt'a, то есть, с внешней стороны. …Она является субъекту
зафиксированной в рельефной статуарности и обращенно симметричной, в противоположность
той бурной активности, которой силится субъект ее оживить" (Е, 94-95
; ИБ, 9)
Механика стадии зеркала - "гомеоморфная идентификация" (identification
ho-m?omorphique). "Gestalt способен оказать на организм формирующее
воздействие". Пример - феномен "импринтинга", запечатления
образа движения "зеркального тела". Переход саранчи из одиночной
фазы в стадную. Особь подвергается воздействию "исключительно визуальному"
образа подобного ей существа, производящего определенные движения. (Е,
95-96; ИБ, 9-10).
Имаго и "мое Я"
Такой "зеркальный" образ (image) Лакан обозначает как imago
(Е, 94; ИБ, 8) - образ:
- Идеальный (совершенный, завершенный, статуарный, целостный, правильный).
- Иллюзорный (воображаемый).
- Формативный: способный существенно влиять на идентификационный про-цесс,
на форму личности или поведения.
- Отчужденный (радикально внешний, "зазеркальный").
Понятие "имаго" выводит за пределы "стадии зеркала".
Функция стадии зеркала - частный случай, "первый такт" "функции
имаго". Если "нет зеркала" (как у примитивов или молокан)
- тогда "зеркальный идеал" это другой человек (на порядок лучший
человек, "я-в-потенции" - отец, старший друг и т. д.).
Имаго - как образ идеальности - вополощается в людях, на "экране"
(кино, жур-налы, реклама, постеры и т. д.) культурных репрезентаций. Гештальт
своего тела, найденный "в зеркале" - это лишь первый шаг, на
пути к имаго. В этом смысле мистерия стадии зеркала продолжается для нас
в ином измерении до конца жизни: "…Сокровенные лики (les visage voil?s)
[имаго] вырисовываются для нас, их привилегированных тайнозрителей, как
в нашем повседневном опыте, так и в полумраке символической действенности
(l'efficacit?)" (Е, 95; ИБ, 9).
3. Ж. Лакан или конец классической французской философии
Классическая (французская) философия - это "философия, исходящая
из Cogito". Философия самосознания, предполагающая:
- изначальную, спонтанную самотождественность "мыслящей вещи"
(акт мысли в котором субъект мысли неотличим от самого акта "я мыслю"),
- непосредственную очевидность знания о ней (рефлексия, интроспекция),
- Эго (Идея, трансцендентальная апперцепция) как некое бесконфликтное
Начало (всех вещей).
"Что придает сознанию его столь очевидную, на первый взгляд изначальность?,
- спрашивает Лакан, - … Ведь если налицо сознание чего-то, то невозможно
- объясняют нам - чтобы это, наличное, сознание не постигало бы и себя
самое как таковое. Какой бы то ни было опыт может быть предпринят лишь
при условии, что внутри этого опыта субъект может постичь, в своего рода
непосредственной рефлексии, самого себя" (Л-2, 69).
Со времен Декарта написаны тысячи томов о том, каким образом постигается
в опыте собственное я (от простой достоверности, до интенциональных актов).
Где же самый глубинный, "беспредпосылочный" слой сознания? И
несмотря на массу терминологических "новаций" - лишь незначительное
продвижение. Есть что-то от попытки укусить себя за локоть или поймать
собственный хвост во всех этих рефлексиях и интроспекциях. Что-то невозможное,
мучительное и… вполне пустое.
"Есть проблемы, - говорит Лакан, - которые нужно иметь решимость
бросить нерешенными" (Л-2, 70). "Решительное противопоставление"
всякой "философии, исходящей из Cogito" - не в радикальной критике
существующей "картины", а в смене самого угла и фокуса зрения.
Не всматриваться вглубь себя - это "бред самонаблюде-ния", к
тому же там - "пустота" ("self-analyse, строго говоря невозможен",
Л-2, 176). Но поискать "себя" опредмеченного (в культурном "воображаемом",
в языке, не в продуктах труда), самость не данную ни в каком непосредственном
опыте.
"Человек прорастает знаками в значительно большей степени, нежели
он об этом подозревает. Вот о чем идет речь во фрейдовском открытии -
о новом понимании человека" (Л-2, 177).
Лакановская версия пост-картезианской философии исходит из тезиса об изна-чальной,
неустранимой конфликтности. Индивида не нужно опирать на какую-либо точку
опоры, "центр" (Cogito или более "глубокий" оргазмический
исток, по Райху). Нужно понять его как смещенного по отношению к любому
"центру", самотождествен-ной очевидности.
Философия самосознания "Я - это я" (а отсюда вещи существуют
вот таким обра-зом, как гносеологические объекты). Открытие Фрейда - "Я
- это другой" (поэтому вещи существуют как объекты желания, а это
уже совсем другой статус). "Только не поддавайтесь на эпатаж, не
вздумайте бежать на улицу, крича, что я это другой…" (Л-2, 13).
Смещение "воображаемой функции"
"Тайна" человеческого "Я" лежит в смещении "воображаемой
функции". Ка-кой? - функции захвата меня внешним образом. Сущность
воображаемого отношения - в зачарованности субъекта внешней идентификационной
моделью. Смещение "воображаемой функции":
- у животных воображаемое работает как фиксация на брачном партнере (другой
особи) при ритуальном "маскараде" и ритуале, непосредственно
провоцирущем половой акт,
- у человека воображаемая функция "похоже, целиком отвлечена в сторону
лед-жащего в основе "Моего Я" нарциссического отношения и порождает
агрессивность…" (ИБ, 33).
Все эти садомазохистские комплексы, "логические замещения [влечений]
в их источнике, направлении и объекте" (ИБ, 33) - коренятся в сбоях
воображаемого отношения. Общий знаменатель для этого "человеческого,
слишком человеческого" - агрессивность. Лакан различает агрессивность
от агрессии. Агрессия (как зоологический феномен) - насильственный акт
по отношению к другой особи. Агрессивность - эта некая фундаментальная
установка человеческого эго по отношению к себе подобному. (Evance, 6).
Воображаемая природа агрессивности
В чем природа агрессивности как сугубо человеческого феномен? - Из отчаяния
от ущербности или ненадежности "лучшей" половины. "Мое
Я" - "там" и им обладает ущербный или опасно ускользающий
носитель.
Воображаемое отношение - отношение к Моему Я, как:
- к чему-то внешнему, половинчатому по отношению ко "всему Я"
(Je + Moi);
- находящемуся в постоянной опасности искажения или исчезновения, негаран-тированному
в его чистоте и существовании (как зеркальное отражение).
Агрессивность - всегда зеркальный феномен, обращенный на самое эго. Агресив-ность
и нарциссизм - две стороны одной медали. Агрессивность - напряжение между
эго и альтерэго и смешение, фрустрирующее взаимооборачивание эго и альтерэго.
Поль плачет: "Меня ударил Франсуа" - тогда как Франсуа ударил
он сам (Франсуа, видимо, падший ангел-идеал). Постольку, поскольку "Моя
Я" находится на стороне "другого" - оно постоянно в опасности,
вплоть до исчезновения, - то есть в смертельной опасности (сначала Леннон
убил "лучшую часть" Чэпмэна, потом уже наоборот).
Смерть и воображаемое
В этом контексте Лакан делает метафизический вывод: "мое Я"
присуще только человеку - ибо через него человеку открывается смерть,
значение смерти. В чем значение смерти - в том, что "она существует"
(Е, 346; ИБ, 36). Знать о смерти до смерти (знать о ее "существовании")
- "привилегия" человека. Знать о собственной смерти, а не то,
что особи одного со мной вида умирают. Иметь некое представление о собственном
отсутствии, небытии "благодаря" другому. Вот что постоянно "на
краях" воображаемого отношения, в которое изначально помещен субъект.
ВВЕРХ
|