М.
АРКАДЬЕВ "ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА"
Из некоторых психофизиологических экспериментов следует
, что реакции человека на многие, существенно важные внешние раздражители
замедлены по сравнению с аналогичными реакциями животного примерно
на 1 сек. Возможно, что причиной этой основополагающей задержки, или
паузы является скрытая речевая деятельность. Вспомним в этой связи
рассуждения Э.Кассирера о наличии в человеке между системой стимулов
и реакций символической системы, которая является причиной разрывов,
запаздываний, аналогичные пассажи у Ю.Лотмана в "Культуре и взрыве",
идеи Сеченова о связи торможения и сознания, идеи Павлова о специфике
2-й сигнальной системы, блестящую теорию тормозной доминанты Бориса
Поршнева, исследования Фромма о причинах человеческой деструктивности,
теорию внутренней речи Выготского и пр.
Если мы примем эту гипотезу как рабочую, то сразу получаем некоторые
важные результаты, которые переводят нашу проблематику в область экзистенциальной
антропологии.
Гипотеза скрытой языковой деятельности, наличие в нас языковой, символической,
знаковой "пленки" , приводит к представлению о нашей позиции
в мире как о позиции фундаментально опосредованной, а следовательно
- принципиально проблематичной и вопросительной. Язык как бы вынуждает
нас останавливаться и осуществлять свой выбор там, где "раньше"
это без запинок делал "инстинкт".
"Непосредственная" же, т.е. доязыковая позиция остается
как бы "позади", "за спиной" человека, хотя и
соприсутствует в нем как уровень его "животной" телесности.
И это соприсутствие, заметим, носит конститутивный характер для понимания
фундаментальной человеческой ситуации, которую мы и называем лингвистической
катастрофой.
Изменение онтологической позиции при переходе от "предчеловеческого"
состояния (постоянным представителем которого в человеке является
его телесность, его младенческий (а может быть, и внутриутробный)
досознательный опыт) к собственно человеческому и парадоксальное удержание
"нечеловеческого" и "человеческого" вместе - носит
фундаментальный характер и представляет собой некую первичную, элементарную
человеческую ситуацию. Эта ситуация, в силу своей первичности в принципе
неустранима , пока мы говорим о человеке как носителе своего тела
и языка, речевого сознания. Эта ситуация является границей, строго
очерчивающей поле собственно человеческой проблематики.
В упомянутом секундном просвете, в этой временной "трещине"
рождается человеческая историчность. Здесь как бы свернута вся история
человека, но свернута не в смысле ее предопределенности, а как некое
поле вероятностей, некий набор возможных состояний, среди которых
может осуществляться исторический выбор. Но вероятностность истории,
это бесконечное поле возможностей есть хоть и неопределенный, но все
же неким специфическим образом ограниченный "набор состояний"
- и ограничен он именно упомянутой антропологической ситуацией. Человек
по своей структуре как бы абсолютно свободен, но эта свобода все же
имеет границу. А именно : он не может вернуться в "непосредственность"
до-языкового бытия пока к нему применимо понятие "человек".
Вернее, такая возможность ему, конечно, предоставлена, но ее радикальность
как раз и очерчивает логический предел человеческой экзистенции: возвращение
в "непосредственность" и "тотальность" бытия осуществима,
пожалуйста, но только ценой языковой деятельности. Это означает следующее:
так как язык, является глубоко погруженной структурой, он в принципе
неуничтожим, хотя способы как явной, так и (в основном) неявной борьбы,
с языком, речью и сознанием в человеческой культуре весьма изощренны
и разнообразны. Язык неуничтожим, пока человек жив и не болен тяжелыми
органическими формами потери речи. Но именно эта неуловимость, неустранимость
внутренней речи в последовательном стремлении человека избавится от
проблематичности своего существования может привести и приводит вместо
уничтожения языка - к уничтожению "человека человеком",
то есть к ничем, кроме описываемой первичной ситуации немотивированному
убийству или самоубийству .
Таким образом только смерть, сознательное или неосознаваемое самоубийство,
является окончательной и логически предельной формой возможного "возвращения"
человека (и человечества) в абсолютную непосредственность и "полноту"
бытия. Так, не вполне психоаналитически, я предлагаю интерпретировать
"принцип Танатоса", предложенный Фрейдом. Эта "формальная"
функция самоубийства и смерти непосредственно связанна с проблемой
и логикой свободы, о чем так сильно и тонко говорил Камю в "Эссе
об абсурде". Эта связь смерти и свободы в человеке - фундаментальна.
Следует оговорить, что мы употребляем понятие "человек"
почти везде так, чтобы подчеркнуть структурное тождество индивидуального
опыта и опыта человека как вида в целом.
Идем дальше. Опираясь на мнение Выготского можно принять предположение,
что существует до-человеческая речь животных, как впрочем и до-человеческое
мышление. Судя по всему, генезис мышления и речи не совпадают и только
у человека образуют некое фундаментальное единство. Но рефлексивная
и объективирующая деятельность сознания возможна только посредством
языка, поэтому сознание необходимо строго отличать от мышления. Операции
сознания как операции различения а, следовательно, и индивидуации,
объективации, отчуждения - специфичны и, судя по всему, возможны только
в рамках языковой деятельности . Языковая рефлексивная пленка неустранима
и именно она вносит специфический разрыв в отношение Мир/Человек,
и она же в конечном счете, дает средство для осознания и описания
этого разрыва. Более того - само указанное отношение структурно определимо
только через наличие этой языковой пленки и этого разрыва. Обратим
внимание на эту самореферентность . Упомянутая языковая пленка ( первоначально,
в развитии речи это слова-предложения и собственные имена, так сказать
- именной универсум языка, который Эмиль Бенвенист предлагает отличать
от генетически более поздней, но не менее важной местоименной и темпоральной
структуры актуальной речи - l'instance de discours), эта пленка имеет
тенденцию как бы не замечаться, бессознательно отождествляться с Миром,
и это является уже первичной мифогенной ситуацией (см. Лотман, Успенский
"Миф. Имя. Культура").
Очень важно, что описываемая ситуация носит как бы автоматический
характер, принадлежит к неосознавемой работе языка и осознаваться
может только postfactum. Эта ситуация парадоксальна, так как представляет
собой пример бессознательной работы языкового сознания. Требует пояснения
, почему мы предпочитаем говорить здесь именно о сознании. Тут можно
вспомнить хотя бы традицию классического трансцендентализма, от Фихте
, до Сартра, с особым вниманием к так называемому непозиционному сознанию.
Но, поскольку нам важен именно лингвистический поворот, ограничимся
ссылкой на исследования Э. Бенвениста о "субъекте в языке",
где обращается специальное внимание на автореферентные, рефлексивные
языковые структуры. И вот эти универсальные (т.е. общие всем языкам
мира) структуры языковой деятельности, а именно местоименные и темпоральные
, мы назовем фундаментальным сознанием.
Таким образом уже первичный языковый акт ввергает человека в ситуацию
лингвистической катастрофы, необратимо разрывает в человеке непосредственность
- чего? Мира? Да, в определенном смысле мира, но мира понятого как
абсолютная досознательная тотальность и "безусловное тождество".
Это не внешний и не внутренний мир, но мир как логически и экзистенциально
предельное понятие, в котором не мыслится и не мыслимо разделение
на внутреннее и внешнее, в котором трансцендентное и имманентное человеку
как бы полностью тождественны. Этот логически "тотальный"
универсум некоторым образом связан с присутствием в человеке опыта
"досознательной", доязыковой телесности, и связан также
с упомянутой выше логикой смерти. Назовем эту логически необходимую
в наших рассуждениях тотальность Фундаментальным Бессознательным.
Это соприсутствие и взаимодействие в человеке фундаментального сознания
и Фундаментального бессознательного делает позицию человека радикально
парадоксальной и конфликтной. Это именно та самая струкутра экзистенциального
абсурда от Тертуллиана до Камю. Структуру этого конфликта обозначим
как фундаментальный диссонанс.
Автореферентные речевые акты необратимы, т.е. обладают историчностью
. Кроме того, необратимость человеческой ситуации , как уже было отмечено,
связана с тем, что человек не может вернуться в до-языковое состояние,
состояние лепета. Не может, но наше предположение заключается в том,
что все же стремится, ведь человек, все его существо, несмотря на
кажущийся комфорт, предоставляемый языком в человеческой деятельности
и общении, все же "помнит" о "райской непосредственности"
и внепроблемности до-языкового бессознательного бытия. Этот момент
стремления "назад" назовем фундаментальной ностальгией.
Фундаментальная ностальгия является неизбежной человеческой реакцией
на открытость, необратимость языкового акта, и также неизбежно приводит
к попыткам обратить рефлексивные акты, полностью, или хотя бы частично
их компенсировать. Этой работой по гармонизации фундаментального диссонанса
занимается Культура и Социум, внося структуру закрытости в открытость
и историчность фундаментального сознания.
Для этого используется наркотический инструментарий. Он обладает двояким
характером: "вербальным" - Миф, и "экстра- или мета-вербальным"
- экстатические и собственно наркотические практики, которые можно
объединить под общим понятием Ритуал ("современные", так
сказать, вырожденные формы использования наркотиков все же сохраняют
генетическую связь с ритуальной наркоманией). Как Миф, так и Ритуал
относятся семиотикой к т. н. "вторичным моделирующим системам".
Но оказывается, что вторичные модулирующие системы есть реакция на
экзистенциальный диссонанс первичной моделирующей системы - естественного
языка. В стремлении ослабить напряженность диссонанса Миф совершает
некие специфические языковые операции над самим языком (в частности,
фундаментальную операцию повтора; пользуясь музыкальным термином,
назовем подобные операции ostinato-операциями) с целью зациклить,
ограничить, в пределе полностью нейтрализовать необратимость и свободу
речевого темпорального потока. Ритуал же стремится вообще к тотальной
девербализации, т.е. к уничтожению фундаментального сознания, языка
как такового. Весьма важной формой борьбы с языковой деятельностью
и фундаментальным сознанием как дегармонизирующей структурой являются
практики молчальничества, распространенные в самых разных культурных
регионах. Сюда относятся практики восточных единоборств, православный
исихазм, культура молчания у Мейстера Экхарта, коаны и медитативная
практика дзена, суфийская и буддийская мистика, и пр.
Причем как раз в этих предельных формах обнаруживается фундаментальная
граница, лежащая в глубинах самого человека. Практика молчания исходит
из неявного или явного предположения о глубинной и абсолютной "пустоте
сознания", которое , благодаря как раз этой своей "пустоте"
в процессе мистической медитации отождествляется, сливается с сущностью
Абсолюта. Но на самом деле человеческое фундаментальное сознание по
своей первичной структуре с самого начала обременено языком с его
оппозиционной структурой, с его рефлексивными, а следовательно разрывающими
любое тождество операциями. Эта распространенная во всех культурах
мира предпосылка об абсолютной внутренней чистоте сознания связана
с тем, что возможность осознания человеком своей языковой деятельности
в ее глубинной форме крайне затруднена и обычно осуществляется на
самых поздних культурных стадиях, да и то при специальных исследованиях.
Важно, что уже владея речью, человек совершает рефлексивные акты как
бы сам собой, спонтанно, так как осуществление этих актов принадлежит
самой структуре языкового сознания, а обыденный язык в основном употребляется
неосознанно. Человек, научившись говорить, тем самым становится обреченным
на осуществление спонтанных актов автореференции, т.е. рефлексивности
и индивидуации например в простейшем акте произнесения личного местоимения
. Очень показательно в этом смысле табуирование местоименных личных
форм в некоторых культурах, что важно для изучения первичных ответов
закрытости на открытые вызовы языка. Мое предположение заключается
в том, что эти ответные механизмы, связанные с глубинной экзистенциальной
потребностью человека в гармонизации фундаментального диссонанса начинают
бессознательно включатся как бы уже одновременно с осуществлением
первичных речевых актов, поэтому так трудно уловить в анализе их различие
(но некоторые лингвистические феномены, например именное предложение,
позволяют, вероятно это сделать). Таким образом различие первичного
и вторичного моделирования опускается непосредственно в саму языковую
среду. Этим можно объяснить такую колоссальную роль лингвистики в
семиотических структуральных штудиях.
Таким образом человек, (и в основном помимо своей воли, так как язык
"навязывается" ему в детстве говорящими людьми), становится
носителем фундаментального сознания, фундаментального диссонанса -
т.е. сущностно несвободным от него. Таким образом человек предстает
как лингвистическая и экологическая катастрофа. Мы свободны в конечном
счете от всего, кроме своего языка, т.е. кроме деятельности фундаментального
сознания. Эта внутренняя, а затем и внешняя экологическая и экзистенциальная
катастрофичность как бы вынуждает человека к методичной бессознательной
борьбе с языком, в том числе средствами самого языка. На уровень сознания
эта проблематика выводится только в так называемые Осевые эпохи, по
Ясперсу, когда рождается философская рефлексия и мировые религии.
Борьба с языком, пока это относится к архаическим стадиям, в основном
бессознательна, и поэтому как бы "естественна". Но попытки
на более поздних осевых стадиях сознательно погасить динамику языка,
купировать его историчность, рефлексивную природу, его связь с сомнением
и вопрошанием, эти попытки, уже будучи следствием "свободного"
т.е. сознательного выбора оказываются, при всей их неизбежности и
психологической понятности, нарушением свободы самого сознания, его
суверенности. Такие попытки, если они осуществляются уже развитым
социумом и пусть даже, как кажется, служат его гармонизации, оказываются,
во первых, опасными для носителей "незаконных" рефлексивных
актов, во вторых, опасными для самой историчности, и, в конечном счете,
обречены на неуспех. Типичным представителем таких репрессированных
носителей незаконной рефлексии является Сократ. Подобные "особые
точки", даже если они только потенциальны, в той или иной степени
всегда являются объектом репрессивной деятельности социума. Ситуация,
при которой социум начинает методично поддерживать рефлексию характерна
только для поздних стадий либерального общества и связана с тонкими
правовыми механизмами.
Существенно, что фундаментальное сознание, как в силу своей коммуникативности,
так и в силу автореферентности обладает структурой со-мнения, структурой
диалога. Показательно следующее этимологическое сближение, существенное
для понимания природы и внутренней формы сознания:
со-знание = со-мнение = со-весть; со+ (знать = мнить = ведать) семантически
близкие индоевропейские корни см. этимологический словарь; con-scientia/лат/-
сознание, совесть
Естественная свобода языкового сознания в наше время ставит, по сути,
перед человеком следующий выбор:
Или:
А. Признать и принять, что человек по своей внутренней структуре и
как вид является лингвистической катастрофой. Это значит, признать
свою прискорбную несвободу от сознания-сомнения-совести (т.е., собственно
от языка и речи), осознать и признать ограничение, накладываемое этим
на человека , и быть как бы гарантом свободы и открытости языковой
деятельности, при всем колоссальном риске, с этим связанном. Для обеспечения
этого мало деклараций - необходимы довольно сложные формализованные,
в том числе юридические и экономические процедуры. Я думаю, что только
такая позиция обладает открытостью и связана в конечном счете со структурой
либеральной парламентской (то есть в буквальном смысле речевой, "говорильной"
цивилизации). При этом, учитывая ситуацию фундаментального диссонанса,
лингвистической катастрофы - опасность человека для себя и окружающего
мира остается и всегда останется реальностью. И это очень важно понимать
именно в целях поиска подлинных средств для решения проблем. Человек
внутри себя катастрофичен, именно поэтому он продуцирует катастрофы
в окружающем мире. Но решение как социальных, так и экологических
проблем возможно, судя по всему только в открытом обществе, которое
может быть понято лингвистически, и именно потому, что воплощает собой
на формальном уровне открытость речевого акта. Открытое общество оказывается
предпочтительнее и сильнее вовсе не из любви человека к свободе, так
как любовь человека к несвободе, его ностальгическое стремление избежать
совести и ответственности ничуть не менее, а может быть и более сильно,
что безжалостно показано Достоевским в "Великом инквизиторе".
Но все другие средства, кроме либерально-экономических и правовых,
как показывает опыт ХХ века (который можно понять как еще одну отчаянную,
экзистенциально неизбежную попытку разрешить фундаментальный диссонанс)
приводят к тотальному увеличению насилия а затем и к экономическому
падению и неконтролируемости экологических изменений.
Или, в качестве альтернативы:
Б. Пытаться отчаянно и во что бы то ни стало освободится от лишних
степеней свободы навязанных человеку языком, путем как его "остановки",
так и его уничтожения в себе или в социуме. Другими словами - пытаться
устранить, или полностью контролировать, что то же самое, лингвистическую
катастрофу. Но лингвистическая катастрофа не есть нечто внешнее, это
- сам человек, его Тень. Поэтому ограничение свободы языковой деятельности
и опасно и в конечном счете обречено на неудачу в современной ситуации,
когда открытость из языка необратимо проникла не только в структуру
экономическую и социальную, а усиливается и поддерживается новейшей
информационной технологией постиндустриального общества. При этом,
вторая позиция, даже с самыми благими намерениями неизбежно и логично
приводит к возможности, уже достаточно хорошо осознанной экологическими
экстремистами, тотального уничтожения человечества во имя сохранения
природы. После опасности так сказать "классического тоталитаризма"
возникает опасность неклассического "зеленого тоталитаризма",
с которым человеку придется иметь дело в ХХI веке. Не нужно особенно
доказывать естественную связь этой позиции с абсолютным насилием ,
смертью и структурой закрытости.
Фундаментальный факт заключается в том, что перед человеком как видом,
стоит именно эта альтернатива хочет он того, или нет. Функция радикальной
рефлексии, которая есть только продолжение естественной рефлексивности
языка - сделать эту альтернативу максимально осознанной. Человечество,
если оно хочет выжить именно как вид (так как индивидуальное самоубийство
не должно быть, я полагаю, предметом правого запрета), не может избавится
само от себя, не может уйти от лингвистической катастрофы, но может
отдать себе отчет в самом себе и принять неизбежный и трагический
риск, риск быть самим собой. Так мы опять возвращаемся к слову познавшего
все крайности человеческой экзистенциальной драмы, одного из великих
безумцев - Гельдерлина - "Doch, wo Gefahr ist, waechst das Rettende
auch" - "Там, где опасность - там растет и спасение".
В.
БЕЛЯНИН "ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ"
В научной литературе есть немало
подтверждений того, что творческие личности обладали такими психологическими
особенностями, которые свидетельствовали о неустойчивости их психики.
Особенности вымышленных картин мира, вербализованных в художественных
текстах, также подтверждают неадекватность отражательной способности
писателей как личностей.
Проведенный нами анализ художественной литературы по методу эмоционально-смысловой
доминанты с психиатрических позиций позволил выявить модели мира,
которые обусловлены акцентуированным (раже патологическим) видением
мира. Так, существуют "веселые" тексты (соотносимые с картиной
мира маниакальной личности), "печальные" (соотносимые с
депрессивностью), "темные" (эпилептоидность), "светлые"
(паранойяльность), "красивые" (демонстративность), "усложненные"
(шизоидность) и ряд других.
Каждый тип текста обладает своими особенностями на всех уровнях его
организации - ритмическом, синтаксическом, грамматическом, и, разумеется,
лексико-семантическом и тематическом.
Тот факт, что политики - люди с несколько акцентуированной психикой,
на наш взгляд, не требует развернутых доказательств. Вожди, - пишет
С.Московичи, - это люди, "больные страстью, полные сознания своей
миссии, по необходимости являются своеобразными индивидуумами. Анормальные,
с психическими отклонениями, они утратили контакт с реальным миром
и порвали со своими близкими" (Московичи 1998,487). Ле Бон также
отмечает, что это "невротизированные, перевозбужденные, полусумашедшие,
которые находятся на грани безумия. Какой бы абсурдной ни была идея,
которую они защищают, или цель, которую они преследуют, любое рациональное
суждение блекнет перед их убежденностью (там же).
Конечно же, допустимо несколько подходов к типологии идеологических
текстов. Вместе с тем, для анализа идеологических текстов в русле
патопсихолингвистики вполне может быть использована теория эмоционально-смысловой
доминанты. Предполагается, что тексты идеологической проблематики,
несмотря на преобладание в них информационных структур, также содержат
эмотивные структуры. Вследствие этого в них также можно обнаружить
некий организующий центр, эмоционально-смысловую доминанту, которую
можно соотнести с тем или иным типом акцентуированного сознания.
Так, тексты В.Новодворской в высшей степени демонстративны и даже
по-мужски эпатажны ("красивые"). Предвыборные (1995) листовки
Лужкова - "светлые": в них много говорится о доверии, порядочности,
ответственности. Они словно возвращают избирателя в советское прошлое.
В частности, тексты учебников по научному коммунизму 70-х гг. были
явно "светлыми" и даже "веселыми" ("и блага
польются полыми потоками"), гимн Советского Союза ("Сквозь
грозы сияло нам солнце свободы") также "светлый". Справедливости
ради отметим, что в идеологических целях используются и "темные
тексты. Таково, к примеру, воззвание "К гражданам России!"
("Временное правительство низложено. Дело, за которое боролся
народ: ... - это дело обеспечено...."). Наш анализ показывает,
что современные тексты КПРФ скорее "темные", чем какие-либо
иные ("Цель неизменна: отстранение режима от власти"). Практически
не встречается серьезных идеологических "печальных" и "усложненных"
текстов.
Никакой акцентуации пока не просматривается в текстах С.Кириенко,
которые изобилуют негативными частицами. Так, даже его реклама звучит
примерно следующим образом: "Вы довольны, как идут дела в Москве?
Лично я нет".
Следует сказать два слова о рецептивном аспекте. К примеру, если в
текстах В.Ленина имеется повышенная паранойяльность и агрессивность,
то это вовсе не значит, что все его приверженцы паранойяльны. В библиопсихологии
есть закон Геннекена-Рубакина (1892), который гласит, что почитатель
произведения обладает характеристиками, аналогичными характеристикам
автора. Вместе с тем, наша поправка к этому закону (Белянин 1988)
позволяет утверждать, что существует неконгруэнтность в психологических
характеристиках реципиента и продуциента. Так, почитатели научно-фантастических
("усложненных") текстов могут быть астеничны, а не шизоидны.
Почитатели "веселых" текстов могут характеризоваться депрессивностью,
и т.д. Тем самым, делать выводы о потенциальных реципиентах определенных
текстов надо на основании законов дополнительности в сочетаемости
психологических характеристик.
Кроме того, каждый текст может быть помещен в такой рецептивный контекст,
который может исказить его объективную (более или менее объективную)
оценку. Так, тексты КПРФ, являясь "темными", объективно
являются менее агрессивными, чем тексты ЛДПР. Однако, для сторонников
партии ЛДПР (тексты которой более эмоциональны и агрессивны по своим
особенностям) тексты КПРФ могут показаться более злобными, поскольку
они содержат тоталитарную аргументацию (Репина 1999).
В целом же, патопсихолингвистический анализ идеологических текстов
показывает, что нередко они стертые по своим эмоциональным характеристикам,
в них преобладает интеллектуальный компонент, они обращены к социальному
уровню личности, а не психологическому. Вместе с тем, имеющаяся личностная
обращенность может сделать (и делает!) идеологические тексты более
воздейственными. И это воздействие может быть заложено в них, если
знать, как это осуществить.
Открытые нами закономерности и использование компьютерной психолингвистической
программы ВААЛ позволяют управлять эмотивным компонентом в текстах
и, задавая необходимые параметры, оказывать с большей эффективностью
требуемое воздействие на реципиентов.